Экологическая безопасность
Формирование экологической культуры
Закон «Об охране окружающей среды» Статья 74. Экологическое просвещение
В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Задачи экологической безопасности в ДОУ.
- Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
- Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов.
- Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест.
- Развитие эстетического вкуса детей в процессе знакомства с изделиями из природных материалов. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным их них предметам. Формирование интереса и навыков наблюдения.
- Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их.
- Воспитание бережного отношения к животным, понимание необходимости существования всех видов, не использовать деление на «вредных» и «полезных»,красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы.
- Понимание необходимости охраны диких животных, их домов и мест обитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Относится доброжелательно к животным, обитающим рядом с ними.
- Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту в каждом объекте живой и неживой природы.
- Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности жить в гармонии с ней.
Деятельность с детьми в группе и дома
- Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.
- Походы и экскурсии на природу.
- Посещение выставок и природоведческих музеев.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.
- Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.
- Придумывание и загадывание загадок.
- Просмотр телевизионных передач о природе. Слушание музыки.
- Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.
- Игры природоведческого содержания: подвижные, творческие, словесные. Математические задания.
- Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.
- Природоведческие познавательные беседы.
- Экспериментирование с природным материалом, исследования.
- Коллекции природного материала. Продуктов питания, вещей ухода за животными, открыток, календарей.
- Уход за растениями и животными.
- Трудовая деятельность на природе: сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, выращивание растений.
- Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.
- Изготовление книжек-самоделок и плакатов о животных, растениях и по природоохранной деятельности.
- Составление правил безопасного поведения в природе: с живыми и неживыми объектами.